Карл Пиратский. Император Николай I со свитой. Около 1840. Холст, масло.
Справа от императора - великий князь Александр Николаевич.
Луиджи Премацци. Большой Царскосельский дворец.
Зубовский флигель. 1855. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
Царское
- лгнездышко╗
императрицы Марии Александровны
Большой (Екатерининский)
дворец в Царском Селе Ч любимая
резиденция Елизаветы Петровны
и Екатерины II Ч и в XIX
столетии оставался местом пребывания
членов императорской фамилии. Однако
роль Царского Села при Николае I
и его потомках существенно изменилась:
царскосельские дворцы стали
использоваться для отдыха и частной
жизни семьи в кругу самых близких
людей. Эту атмосферу очень точно
охарактеризовал один из
современников, библиограф
императрицы Александры
Федоровны А.Т.
Гримм, назвав
парадно-официальный
Петергоф лKaiserlust,╗,
а тихое
Царское Село
- лКaiserruhe╗,
имперский уют.
Частная
жизнь венценосных хозяев наложила
отпечаток и на оформление дворцовых
интерьеров,
убранство которых, изменяясь вслед за
модой, получило более лприватный╗ характер,
отражая личные представления их
обитателей о красоте и удобстве.
Частично эта сторона жизни резиденции
перестала существовать уже после
октябрьских событий 1917
года, когда дворцы были превращены в
музеи и из интерьеров сознательно
изымались приметы
бытовой жизни. Окончательно этот
процесс довершила война, в огне которой
погибли
все предметы, не отправленные в
эвакуацию. К ним прежде всего относились
изделия из фарфора, стекла, бронза и мебель,
а также фотографии и памятные
вещи, наполнявшие жилые комнаты во
второй половине XIX столетия и долго считавшиеся
если не анти-, то малонхудожественным
явлением. Сегодня взгляд на эпоху
историзма кардинально изменился: пас
интересуют не только памятники, но и обстоятельства, их породившие. Стремление
реконструировать среду, за
которой стоят значимые исторические
персонажи и ситуации -попытка
вернуть время, посмотреть на события и
художественные явления глазами их современников.
Еще
будучи великим князем, избрал Александр
Николаевич Екатерининский
дворец для проживания в летний период:
личными комнатами великой княжны
Марии Александровны стали апартаменты
Екатерины II,
созданные по проекту Ю.М. Фельтена и
Ч.
Камерона в 1770-х годах.
Парадная лестница Большого Царскосельского дворца.
Деталь с монограммой "МА".
Архитектор И. Монигетти. 1860-1863
Камерные и изысканные интерьеры Екатерины Великой пришлись ни луню Марии Александровне. Представление об их убранстве в ли голы дают не только сохранившиеся покомнатные описи так называемого Пятого апартамента дворца, но и прекрасные акварели Э.П. Гау и Л.О. Премацци, выполненные в 1850-1870-х годах. Глядя на них, можно заметить, что новая хозяйка уникальных интерьеров почти не тронула отделку екатерининского времени и лишь доявила в парадные и жилые покои модные, любимые и удобные предметы, соответствовавшие ее вкусам и времени.
Эдуард Гау.
Китайский зал в Большом Царскосельском дворце.
1840-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
В годы правления Александра II в комнатах южного крыла дворца были поновлены (прописаны) потолки в Серебряном кабинете (по лепке Ч. Камерона) и второй ярус в Арабесковом зале.
В 1855-1856 годах были проведены работы
по лисправлению... стен в двух комнатах и
некоторых других вещей из
крепких цветных камней╗, в ходе которых
в Лионском зале сняли всю каменную облицовку со стен и дверей,
дополнили недостающие части и заново
отполировали, л...у мозаичного
подстолья рельефной работы╗ (консоли,
изготовленные на Петергофской
гранильной фабрике в
конце XVIII века), подклеили
отслоившиеся и добавили новые части
мозаики. Позолоту бронзы взял на себя Английский магазин.
В акварелях, изображающих интерьеры царскосельских дворцов, ощущается незримое присутствие владельцев Ч папки и портфели лежат на стульях у рабочего стола Александра II, в дверном проеме Азиатской комнаты застыл слуга-абиссинец, на кресле в кабинете ждет хозяина левретка... И лишь в одном случае мы встречаемся с обитателями дворца, запечатленными художником, без сомнения, по их желанию: на акварели Зеркального (Серебряного) кабинета перед нами великая княгиня Мария Александровна за рукоделием и великий князь, просматривающий корреспонденцию. Художнику удалось передать атмосферу, отличавшую отношения юной великокняжеской четы в первые годы совместной жизни, наполненные особым взаимопониманием и душевной теплотой. В это время лна ежедневных почти собраниях у молодой четы <...>, Ч вспоминал Татищев, Ч господствовали веселость и непринужденность; занимались чтением, музыкой, игрой в вист; августейшие хозяин и хозяйка очаровывали гостей своей приветливостью и полной участия к ним благосклонностью. Все принадлежавшие к их двору как бы входили в состав их собственной семьи╗.
В Екатерининском дворце гостей принимали в парадных гостиных на половине Марии Александровны, к числу которых принадлежал Арабесковый зал, созданный но проекту Ч. Камерона.
Алоиз Рокштуль.
Портрет императрицы Марии Александровны. 1862. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
Отделка этого нарядного интерьера, к середине XIX столетия несколько испорченная поновлениями, сохранялась, в целом, почти без изменений. К золоченому гарнитуру мебели Ж. Жакоба, приобретенному Екатериной II, при последней хозяйке были добавлены диваны, лсделанные вновь в стиле Людовика XVI╗, а из Зимнего дворца доставлены лдва больших стола, I вновь вызолочены, к оным приделаны новые богато резные золоченые ножки и проножкн в стиле Людовика XVI и новые доски обтянуты тонким белым сукном╗. Дополнения, как видим, решались в стилистике, заданной архитектурой зала.
Эдуард д Гуа. Спальная Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце.
1860-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
Эдуард д Гуа. Спальная Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце.
1860-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
Показательно, что и знаменитый лазуритовый гарнитур, созданный Монигетти в 1860-х годах для соседней Лионской гостиной, варьировал (в понимании художника XIX столетия) формы и мотивы классического стиля, определившего характер оформления интерьера. Сегодня этот гарнитур воспринимается как прекрасный образец мебели эпохи историзма, отличающийся качеством стилистического и исполнительского решения. Однако, с некоторой оговоркой, нельзя не согласиться с Г.К .Лукомским, считавшим, что лучше лэти дивные комнаты оставить пустыми, нежели они будут наполнены ужасными, ненужными вещами, составляющими ensemble из отделки Louis XV 1770-1780 годов и из мебели 1860-1870 годов, т.е., делая сопоставление этих двух, на расстоянии ста лет, лпроб╗ одного стиля и, тем более, подчеркивая сравнением все уродство позднейших вещей XIX в.╗.
Жизнь вносила и более зримые изменения в исторические интерьеры: при Александре II на стенах Лионской гостиной развесили современные живописные полотна, в том числе картину Ф. Скъявони. лСмерть Рафаэля╗, приобретенную Александром Николаевичем у художника во время путешествия по Италии; в 1860-х годах здесь появились еще и мягкая лкутаная╗ мебель, лкапитонированное╗ будуарное кресло, китайская лаковая ширма, ковер на полу, скатерти на столах и другие модные детали, характерные для оформления помещений в середине XIX столетия. В соседней Арабесковой комнате установили балюстраду, отделявшую часть зала с расположенными в ней растениями, у камина Ч две огромные вазы с изображением лейб-гусар и лейб-казаков, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1854 году.
Вторая Антикамера Большого Царскосельского дворца. Северовосточная стена. Этажерка с коллекцией китайского и японского фарфора. Фотография 1930-х годов. ГМЗ "Царское Село"
Во времена Марии Александровны отделку, созданную по проекту Ч. Камерона, в целом сохранял и Китайский зал, наполненный предметами восточного искусства XVIII века. На протяжении всего XIX столетия здесь находились стулья и кресла лшинуазри╗, созданные по проекту шотландского архитектора. Однако этого мебельного убранства оказалось недостаточно: эстетика организации парадных гостиных XIX века и сформировавшиеся к этому времени представления о комфорте требовали иного мебельного наполнения. В середине века в зале появились два комплекта мебели лвторого рококо╗, окрашенные под черный лак, с живописью и лперламутровой мозаикой╗, а также мягкая мебель и пате, лкруглое, узорчатое, кругом обитое китайской тканью <...> на шести ножках с колесиками╗, размещенное в центре.
Ваза-ароматница. Берлин. Королевский фарфорный завод.
Около 1857 года (по модели 1786).
Предметы мебели в формах лвторого рококо╗ для Китайского зала отличались заданным своеобразием отделки (роспись по лаку, мозаики из перламутровых пластин), продиктованным наличием в этом интерьере настенных лаковых панно и подлинной восточной мебели. Однако, несмотря на необычность декоративного решения, определяющей в предметах этого типа оставалась функциональная сторона Ч это была удобная мебель, располагающая к отдыху и покою.
Неслучайно, что формы лвторого рококо╗ именно в мебели для сидения лзадержались╗ на долгие годы. Из Китайского зала начинались личные покой Марии Александровны. Камерные и изысканно отделанные, с окнами, выходящими в Собственный садик, наполненные светом и воздухом, помещения отличались особой уютной атмосферой. Любимым был Зеркальный (Серебряный) кабинет Ч одна из самых оригинальных затей Екатерины II в Царском Селе. В серии акварелей Гау кабинет был изображен дважды, с интервалом в несколько лет, и в одном случае, как уже отмечалось, на акварели были запечатлены владельцы дворца. Эта уникальная иконография даст возможность отметить, что отделка помещения не претерпела видимых изменений с 1795 года, однако из предметов, входивших в его убранство в конце XVIII века, оставались лишь хрустальные вазы-треножники, расположенные в нишах у окон.
Еще в 1851 году здесь появился ковер,
заказанный на Императорской
шпалерной мануфактуре по рисунку лискусства
Савонери╗, утвержденному царевной после
внесения изменений как в композицию, так
и цветовое решение. В 1860 году здесь уже стоит лмебель, кругом обитая
малиновою шелкового матернею╗,
деревянные части которой были окрашены
черною краскою лпод лак╗; в технике
окраски лпод лак╗ изготовили небольшой
столик и I ширму. Кроме этих
ветцей, в кабинете Марии Александровны
находились два стола, бюро и шкафчик лпод названием буль╗.
Интерес к мебели в технике лбуль╗ вновь
возникает в Европе в 1840-х годах, и в это
же время модная
французская мебель появляется в Санкт-Петербурге.
К числу редких образцов, декорированных пластинами
рога и латунью, относится гарнитур
мебели для сидения из спальни Марии
Александровны в Зимнем дворце,
выполненный во Франции Э.П. Кэлло. Однако,
насколько можно судить по акварели и дворцовым
инвентарям 1860 года, лпод названием буль╗
понимали не только мебель,
выполненную в традиционной технике,
изобретенной А.Ш. Булем, но и предметы из палисандра,
инкрустированные металлом и имевшие с
техникой придворного французского мастера
весьма отдаленное сходство.
Если появление мебели лбуль╗ было отражением моды, то интерес к изделиям из цветных камней можно объяснить личными вкусами хозяйки царскосельских покоев. Об этом увлечении свидетельствуют и многочисленные предметы, украшенные флорентийскими мозаиками в ее комнатах в Зимнем дворце, Ч полушкафы, шкафы, нарядные кабинеты и разнообразные шкатулки. В 1866 году, к примеру, императрица получила в подарок от Александра II большой нарядный шкаф со сложными цветочными мозаичными композициями, изготовленный на Петергофской гранильной фабрике. Шкаф, украшенный мозаиками, бронзой и вензелем лМА╗, можно видеть на акварели Л.О.Премацци, изображающей Малиновый кабинет императрицы в Зимнем дворце. Это уникальное произведение мебельного искусства демонстрировалось вне конкурса на Парижской выставке 1867 года, удивляя высоким качеством технического и художественного исполнения. лЦвета подобраны с большим мастерством и отличаются натуральностью и естественностью╗, Ч поражались французы. Этот предмет был изготовлен под руководством главного мастера Петергофской гранильной фабрики И. Соколова, осуществлявшего художественный контроль над производством с 1850 по 1872 год. Автором проекта шкафа можно, вероятно, считать архитектора И.А. Монигетти, создававшего эскизы для произведений художественной промышленности, в том числе и тех, которые изготавливались на гранильной фабрике. Косвенным подтверждением данного предположения служат строки из некролога И.А. Монигетти, в которых особенно отмечались заслуги архитектора, связанные с выставкой 1867 года. Изображение шкафа было включено в иллюстрированный каталог выставки, а аннотация сообщала, что шкаф является собственностью русской императрицы. После выставки шкаф вернулся в Малиновый кабинет Зимнего дворца.
Луиджи Премацци.
Арабесковая гостиная в Большом Царскосельском дворце.
1850-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"
К числу личных покоев императрицы принадлежали спальня и расположенные рядом с ней небольшие служебные помещения. Парадную опочивальню Екатерины II, украшенную стеклянными колоннами и бисквитными плакетками Веджвуда, Мария Александровна использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами. При новой хозяйке в хилых интерьерах продолжала использоваться мебель из красного и лпанельного╗ дерева, изготовленная в 1820-1830-х годах.
Гостиная императрицы Марии Александровны. Фотография 1930-х годов. ГМЗ "Царское Село"
Предметы начала XIX столетия находились также в Буфетной и Камерюнгферской, убранство которых отличалось простотой и практичностью. Среди бытовых вещей, известных благодаря сохранившимся описям, внимание привлекает шкаф лсо вставною дверцою, ящиком внизу и складною кроватью, обитою парусиной, с матрацами и подушками╗ Ч образец трансформируемой мебели этого времени.
В убранстве Зеркальной комнаты, созданной в конце XVIII столетия, во времена Марии Александровны вместе лсосуществовали╗ ломберные столы XVIII века с лцветною картиною, изображающею морской вид╗, конторка лиз разных дерев, украшенная бронзою╗, столики и этажерка лпанельного дерева╗ начала XIX века и ореховые кресла, мягкая стеганая мебель, овальное пате. Так как стены небольшого кабинета от пола до потолка были решены в виде зеркальных панно в полихромных майоликовых рамах, то стилистическая и цветовая мебельная разноголосица многократно усиливалась и окончательно разрушала интерьер. В связи с этим нельзя вновь не вспомнить Г.К. Лукомского, писавшего о покоях южного крыла дворца: лЗдесь больше, чем где-либо, чувствуется изнеженный и фривольный дух конца XVIII столетия. Много изящества и вкуса в отделке "Серебряного" Кабинета, Опочивальни, синей "Табакерки", Зеркального кабинета и других миниатюрных комнат. Бронза, стекло, фаянс, стекло на фоне белой фланели, фольги Ч в изобилии украшают эти маленькие интимные комнаты <...> Ныне здесь Ч апартаменты супруги Александра П. Обстановка 1850-1860 годов. Уютно Ч но безвкусно╗.
Убранство в интерьерах на половине Марии Александровны сохранялось без видимых изменений до 1917 года. В таком состоянии эти комнаты предстали перед членами Художественно-исторической комиссии, возглавляемой Г.К. Лукомским, задачей которой было не только описать все находившиеся во дворце произведения искусства и предметы быта, но насколько это возможно реконструировать дворцовые помещения на время их создания. Сохранявшееся убранство на половине Александра II и его супруги, в котором определяющим был не эстетический, а практический принцип организации жилища, не могло не травмировать утонченный вкус членов комиссии, историков и искусствоведов, воспитанных на памятниках XVIII Ч начала XIX века: подобное убранство казалось им особенно инородным в изысканно организованном пространстве комнат екатерининского времени. лВсе драпировки, тяжелыми складками закрывавшие чудесную тонкую обработку стен, "кричащие", литые из бронзы, почти без чеканки лампы, люстры с безвкусными плохенькими фарфоровыми вставками, ширмы, грубо, прямо-таки вандальски приколоченные гвоздями к изумительным паркетам (например, в Серебр. каб.), - искажали до неузнаваемости общий характер комнат Екатерины II, Ч отмечали члены комиссии в 1918 году. Ч <...> Ответ ясен: сохранив бережно все это мебельное имущество и прочие вещи 1860-х годов, вынести их Ч образовав из них специальный отдел Музея в 1-м этаже, и вернуть, хотя бы временно, некоторые вещи Екатерининской эпохи (погибавшие, напр., в помещениях под Агатовыми комнатами, в Нижней ванной...), поставив их в апартаментах Екатерины II-й, впредь до более точного о них научного изыскания и всестороннего выяснения законного для них местоположения╗. Апартаменты Екатерины Великой подверглись лзначительной восстановительной переработке╗ уже в 1918 году, однако задуманная в это время программа по созданию в первом этаже Зубовского флигеля половины Марии Александровны была реализована лишь спустя десятилетия, когда в Царское Село передали предметы из расформированного в 1933 году Фермерского дворца в петергофской Александрии. Реконструированное убранство, запечатленное на фотографиях, сохранялось недолго: в годы войны интерьеры в Зубовском флигеле погибли, а вместе с ними и те предметы из комнат Марии Александровны, которые не удалось эвакуировать. И лишь сохранившийся иконографический и архивный материал дает возможность представить эти помещения Ч последние жилые комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.