Карл Пиратский. Император Николай I со свитой. Около 1840. Холст, масло. 

Справа от императора - великий князь Александр Николаевич.

 

Луиджи Премацци. Большой Царскосельский дворец.

Зубовский флигель. 1855. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

Царское - лгнездышко╗

императрицы Марии Александровны

Ираида Ботт

 

        Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе Ч любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II Ч и в XIX столетии оставался местом пребывания членов императорской фамилии. Однако роль Царского Села при Николае I и его потомках существенно изменилась: царскосельские дворцы стали использоваться для отдыха и частной жизни семьи в кругу самых близких людей. Эту атмосферу очень точно охарактеризовал один из  современников,   библиограф   императрицы   Александры   Федоровны   А.Т. Гримм,  назвав  парадно-официальный   Петергоф   лKaiserlust,╗,   а  тихое   Царское   Село   - лКaiserruhe╗, имперский уют.

 Частная жизнь венценосных хозяев наложила отпечаток и на оформление дворцовых интерьеров, убранство которых, изменяясь вслед за модой, получило более лприватный╗ характер, отражая личные представления их обитателей о красоте и удобстве. Частично эта сторона жизни резиденции перестала существовать уже после октябрьских событий 1917 года, когда дворцы были превращены в музеи и из интерьеров сознательно изымались приметы бытовой жизни. Окончательно этот процесс довершила война, в огне которой погибли все предметы, не отправленные в эвакуацию. К ним прежде всего относились изделия из фарфора, стекла, бронза и мебель, а также фотографии и памятные вещи, наполнявшие жилые комнаты во второй половине XIX столетия и долго считавшиеся если не анти-, то малонхудожественным явлением. Сегодня взгляд на эпоху историзма кардинально изменился: пас интересуют не только памятники, но и обстоятельства, их породившие. Стремление реконструировать среду, за которой стоят значимые исторические персонажи и ситуации -попытка вернуть время, посмотреть на события и художественные явления глазами их современников.  

Еще будучи великим князем, избрал Александр Николаевич Екатерининский дворец для проживания в летний период: личными комнатами великой княжны Марии Александровны стали апартаменты Екатерины II, созданные по проекту Ю.М. Фельтена и Ч. Камерона в 1770-х годах.

 

 

Парадная лестница Большого Царскосельского дворца.

Деталь с монограммой "МА".

Архитектор И. Монигетти. 1860-1863

 

 

        Камерные и изысканные интерьеры Екатерины Великой пришлись ни луню Марии Александровне. Представление об их убранстве в ли голы дают не только сохранившиеся покомнатные описи так называемого Пятого апартамента дворца, но и прекрасные акварели Э.П. Гау и Л.О. Премацци, выполненные в 1850-1870-х годах. Глядя на них, можно заметить, что новая хозяйка уникальных интерьеров почти не тронула отделку екатерининского времени и лишь доявила в парадные и жилые покои модные, любимые и удобные предметы, соответствовавшие ее вкусам и времени. 

 

Эдуард Гау.

Китайский зал в Большом Царскосельском дворце.

1840-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

         В годы правления Александра II в комнатах южного крыла дворца были поновлены (прописаны) потолки в Серебряном кабинете (по лепке Ч. Камерона) и второй ярус в Арабесковом зале.

         В 1855-1856 годах были проведены работы по лисправлению... стен в двух комнатах и некоторых других вещей из крепких цветных камней╗, в ходе которых в Лионском зале сняли всю каменную облицовку со стен и дверей, дополнили недостающие части и заново отполировали, л...у мозаичного подстолья рельефной работы╗ (консоли, изготовленные на Петергофской гранильной фабрике в конце XVIII века), подклеили отслоившиеся и добавили новые части мозаики. Позолоту бронзы взял на себя Английский магазин.

          В акварелях, изображающих интерьеры царскосельских дворцов, ощущается незримое присутствие владельцев Ч папки и портфели лежат на стульях у рабочего стола Александра II, в дверном проеме Азиатской комнаты застыл слуга-абиссинец, на кресле в кабинете ждет хозяина левретка... И лишь в одном случае мы встречаемся с обитателями дворца, запечатленными художником, без сомнения, по их желанию: на акварели Зеркального (Серебряного) кабинета перед нами великая княгиня Мария Александровна за рукоделием и великий князь, просматривающий корреспонденцию. Художнику удалось передать атмосферу, отличавшую отношения юной великокняжеской четы в первые годы совместной жизни, наполненные особым взаимопониманием и душевной теплотой. В это время лна ежедневных почти собраниях у молодой четы <...>, Ч вспоминал Татищев, Ч господствовали веселость и непринужденность; занимались чтением, музыкой, игрой в вист; августейшие хозяин и хозяйка очаровывали гостей своей приветливостью и полной участия к ним благосклонностью. Все принадлежавшие к их двору как бы входили в состав их собственной семьи╗. 

        В Екатерининском дворце гостей принимали в парадных гостиных на половине Марии Александровны, к числу которых принадлежал Арабесковый зал, созданный но проекту Ч. Камерона.

 

 

Алоиз Рокштуль.

Портрет императрицы Марии Александровны. 1862. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

 

 

 

         Отделка этого нарядного интерьера, к середине XIX столетия несколько испорченная поновлениями, сохранялась, в целом, почти без изменений. К золоченому гарнитуру мебели Ж. Жакоба, приобретенному Екатериной II, при последней хозяйке были добавлены диваны, лсделанные вновь в стиле Людовика XVI╗, а из Зимнего дворца доставлены лдва больших стола, I вновь вызолочены, к оным приделаны новые богато резные золоченые ножки и проножкн в стиле Людовика XVI и новые доски обтянуты тонким белым сукном╗. Дополнения, как видим, решались в стилистике, заданной архитектурой зала. 

 

Эдуард д Гуа. Спальная Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце.

1860-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

Эдуард д Гуа. Спальная Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце.

1860-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

        Показательно, что и знаменитый лазуритовый гарнитур, созданный Монигетти в 1860-х годах для соседней Лионской гостиной, варьировал (в понимании художника XIX столетия) формы и мотивы классического стиля, определившего характер оформления интерьера. Сегодня этот гарнитур воспринимается как прекрасный образец мебели эпохи историзма, отличающийся качеством стилистического и исполнительского решения. Однако, с некоторой оговоркой, нельзя не согласиться с Г.К .Лукомским, считавшим, что лучше лэти дивные комнаты оставить пустыми, нежели они будут наполнены ужасными, ненужными вещами, составляющими ensemble из отделки Louis XV 1770-1780 годов и из мебели 1860-1870 годов, т.е., делая сопоставление этих двух, на расстоянии ста лет, лпроб╗ одного стиля и, тем более, подчеркивая сравнением все уродство позднейших вещей XIX в.╗.

          Жизнь вносила и более зримые изменения в исторические интерьеры: при Александре II на стенах Лионской гостиной развесили современные живописные полотна, в том числе картину Ф. Скъявони. лСмерть Рафаэля╗, приобретенную Александром Николаевичем у художника во время путешествия по Италии; в 1860-х годах здесь появились еще и мягкая лкутаная╗ мебель, лкапитонированное╗ будуарное кресло, китайская лаковая ширма, ковер на полу, скатерти на столах и другие модные детали, характерные для оформления помещений в середине XIX столетия. В соседней Арабесковой комнате установили балюстраду, отделявшую часть зала с расположенными в ней растениями, у камина Ч две огромные вазы с изображением лейб-гусар и лейб-казаков, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в 1854 году.

 

 

 

 

 

Вторая Антикамера Большого Царскосельского дворца. Северовосточная стена. Этажерка с коллекцией китайского и японского фарфора. Фотография 1930-х годов. ГМЗ "Царское Село"

 

 

 

 

 

 

 

        Во времена Марии Александровны отделку, созданную по проекту Ч. Камерона, в целом сохранял и Китайский зал, наполненный предметами восточного искусства XVIII века. На протяжении всего XIX столетия здесь находились стулья и кресла лшинуазри╗, созданные по проекту шотландского архитектора. Однако этого мебельного убранства оказалось недостаточно: эстетика организации парадных гостиных XIX века и сформировавшиеся к этому времени представления о комфорте требовали иного мебельного наполнения. В середине века в зале появились два комплекта мебели лвторого рококо╗, окрашенные под черный лак, с живописью и лперламутровой мозаикой╗, а также мягкая мебель и пате, лкруглое, узорчатое, кругом обитое китайской тканью <...> на шести ножках с колесиками╗, размещенное в центре.

 

 

 

 

 

 

Ваза-ароматница. Берлин. Королевский фарфорный завод.

Около 1857 года (по модели 1786).

 

 

 

 

        Предметы мебели в формах лвторого рококо╗ для Китайского зала отличались заданным своеобразием отделки (роспись по лаку, мозаики из перламутровых пластин), продиктованным наличием в этом интерьере настенных лаковых панно и подлинной восточной мебели. Однако, несмотря на необычность декоративного решения, определяющей в предметах этого типа оставалась функциональная сторона Ч это была удобная мебель, располагающая к отдыху и покою. 

         Неслучайно, что формы лвторого рококо╗ именно в мебели для сидения лзадержались╗ на долгие годы. Из Китайского зала начинались личные покой Марии Александровны. Камерные и изысканно отделанные, с окнами, выходящими в Собственный садик, наполненные светом и воздухом, помещения отличались особой уютной атмосферой. Любимым был Зеркальный (Серебряный) кабинет Ч одна из самых оригинальных затей Екатерины II в Царском Селе. В серии акварелей Гау кабинет был изображен дважды, с интервалом в несколько лет, и в одном случае, как уже отмечалось, на акварели были запечатлены владельцы дворца. Эта уникальная иконография даст возможность отметить, что отделка помещения не претерпела видимых изменений с 1795 года, однако из предметов, входивших в его убранство в конце XVIII века, оставались лишь хрустальные вазы-треножники, расположенные в нишах у окон.            

        Еще в 1851 году здесь появился ковер, заказанный на Императорской шпалерной мануфактуре по рисунку лискусства Савонери╗, утвержденному царевной после внесения изменений как в композицию, так и цветовое решение. В 1860 году здесь уже стоит лмебель, кругом обитая малиновою шелкового матернею╗, деревянные части которой были окрашены черною краскою лпод лак╗; в технике окраски лпод лак╗ изготовили небольшой столик и I ширму. Кроме этих ветцей, в кабинете Марии Александровны находились два стола, бюро и шкафчик лпод названием буль╗.

           Интерес к мебели в технике лбуль╗ вновь возникает в Европе в 1840-х годах, и в это же время модная французская мебель появляется в Санкт-Петербурге. К числу редких образцов, декорированных пластинами рога и латунью, относится гарнитур мебели для сидения из спальни Марии Александровны в Зимнем дворце, выполненный во Франции Э.П. Кэлло. Однако, насколько можно судить по акварели и дворцовым инвентарям 1860 года, лпод названием буль╗ понимали не только мебель, выполненную в традиционной технике, изобретенной А.Ш. Булем, но и предметы из палисандра, инкрустированные металлом и имевшие с техникой придворного французского мастера весьма отдаленное сходство.

        Если появление мебели лбуль╗ было отражением моды, то интерес к изделиям из цветных камней можно объяснить личными вкусами хозяйки царскосельских покоев. Об этом увлечении свидетельствуют и многочисленные предметы, украшенные флорентийскими мозаиками в ее комнатах в Зимнем дворце, Ч полушкафы, шкафы, нарядные кабинеты и разнообразные шкатулки. В 1866 году, к примеру, императрица получила в подарок от Александра II большой нарядный шкаф со сложными цветочными мозаичными композициями, изготовленный на Петергофской гранильной фабрике. Шкаф, украшенный мозаиками, бронзой и вензелем лМА╗, можно видеть на акварели Л.О.Премацци, изображающей Малиновый кабинет императрицы в Зимнем дворце. Это уникальное произведение мебельного искусства демонстрировалось вне конкурса на Парижской выставке 1867 года, удивляя высоким качеством технического и художественного исполнения. лЦвета подобраны с большим мастерством и отличаются натуральностью и естественностью╗, Ч поражались французы. Этот предмет был изготовлен под руководством главного мастера Петергофской гранильной фабрики И. Соколова, осуществлявшего художественный контроль над производством с 1850 по 1872 год. Автором проекта шкафа можно, вероятно, считать архитектора И.А. Монигетти, создававшего эскизы для произведений художественной промышленности, в том числе и тех, которые изготавливались на гранильной фабрике. Косвенным подтверждением данного предположения служат строки из некролога И.А. Монигетти, в которых особенно отмечались заслуги архитектора, связанные с выставкой 1867 года. Изображение шкафа было включено в иллюстрированный каталог выставки, а аннотация сообщала, что шкаф является собственностью русской императрицы. После выставки шкаф вернулся в Малиновый кабинет Зимнего дворца.

 

 

 

 

Луиджи Премацци.

Арабесковая гостиная в Большом Царскосельском дворце.

1850-е годы. Акварель. ГМЗ "Царское Село"

 

 

 

        К числу личных покоев императрицы принадлежали спальня и расположенные рядом с ней небольшие служебные помещения. Парадную опочивальню Екатерины II, украшенную стеклянными колоннами и бисквитными плакетками Веджвуда, Мария Александровна использовала как гостиную, а свою спальню разместила в Уборной Екатерины, декорированной живописными медальонами. При новой хозяйке в хилых интерьерах продолжала использоваться мебель из красного и лпанельного╗ дерева, изготовленная в 1820-1830-х годах. 

 

Гостиная императрицы Марии Александровны. Фотография 1930-х годов. ГМЗ "Царское Село"

 

        Предметы начала XIX столетия находились также в Буфетной и Камерюнгферской, убранство которых отличалось простотой и практичностью. Среди бытовых вещей, известных благодаря сохранившимся описям, внимание привлекает шкаф лсо вставною дверцою, ящиком внизу и складною кроватью, обитою парусиной, с матрацами и подушками╗ Ч образец трансформируемой мебели этого времени.

        В убранстве Зеркальной комнаты, созданной в конце XVIII столетия, во времена Марии Александровны вместе лсосуществовали╗ ломберные столы XVIII века с лцветною картиною, изображающею морской вид╗, конторка лиз разных дерев, украшенная бронзою╗, столики и этажерка лпанельного дерева╗ начала XIX века и ореховые кресла, мягкая стеганая мебель, овальное пате. Так как стены небольшого кабинета от пола до потолка были решены в виде зеркальных панно в полихромных майоликовых рамах, то стилистическая и цветовая мебельная разноголосица многократно усиливалась и окончательно разрушала интерьер. В связи с этим нельзя вновь не вспомнить Г.К. Лукомского, писавшего о покоях южного крыла дворца: лЗдесь больше, чем где-либо, чувствуется изнеженный и фривольный дух конца XVIII столетия. Много изящества и вкуса в отделке "Серебряного" Кабинета, Опочивальни, синей "Табакерки", Зеркального кабинета и других миниатюрных комнат. Бронза, стекло, фаянс, стекло на фоне белой фланели, фольги Ч в изобилии украшают эти маленькие интимные комнаты <...> Ныне здесь Ч апартаменты супруги Александра П. Обстановка 1850-1860 годов. Уютно Ч но безвкусно╗.            

             Убранство в интерьерах на половине Марии Александровны сохранялось без видимых изменений до 1917 года. В таком состоянии эти комнаты предстали перед членами Художественно-исторической комиссии, возглавляемой Г.К. Лукомским, задачей которой было не только описать все находившиеся во дворце произведения искусства и предметы быта, но насколько это возможно реконструировать дворцовые помещения на время их создания. Сохранявшееся убранство на половине Александра II и его супруги, в котором определяющим был не эстетический, а практический принцип организации жилища, не могло не травмировать утонченный вкус членов комиссии, историков и искусствоведов, воспитанных на памятниках XVIII Ч начала XIX века: подобное убранство казалось им особенно инородным в изысканно организованном пространстве комнат екатерининского времени. лВсе драпировки, тяжелыми складками закрывавшие чудесную тонкую обработку стен, "кричащие", литые из бронзы, почти без чеканки лампы, люстры с безвкусными плохенькими фарфоровыми вставками, ширмы, грубо, прямо-таки вандальски приколоченные гвоздями к изумительным паркетам (например, в Серебр. каб.), - искажали до неузнаваемости общий характер комнат Екатерины II, Ч отмечали члены комиссии в 1918 году. Ч <...> Ответ ясен: сохранив бережно все это мебельное имущество и прочие вещи 1860-х годов, вынести их Ч образовав из них специальный отдел Музея в 1-м этаже, и вернуть, хотя бы временно, некоторые вещи Екатерининской эпохи (погибавшие, напр., в помещениях под Агатовыми комнатами, в Нижней ванной...), поставив их в апартаментах Екатерины II-й, впредь до более точного о них научного изыскания и всестороннего выяснения законного для них местоположения╗. Апартаменты Екатерины Великой подверглись лзначительной восстановительной переработке╗ уже в 1918 году, однако задуманная в это время программа по созданию в первом этаже Зубовского флигеля половины Марии Александровны была реализована лишь спустя десятилетия, когда в Царское Село передали предметы из расформированного в 1933 году Фермерского дворца в петергофской Александрии. Реконструированное убранство, запечатленное на фотографиях, сохранялось недолго: в годы войны интерьеры в Зубовском флигеле погибли, а вместе с ними и те предметы из комнат Марии Александровны, которые не удалось эвакуировать. И лишь сохранившийся иконографический и архивный материал дает возможность представить эти помещения Ч последние жилые комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.

 

Home ]

Хостинг от uCoz