Памятник императору Александру II перед Зубовским флигелем Большого Царскосельского дворца.

Фотография К.А. Александрова 1911 года.

 ГМЗ лЦарское Село╗  

 

 

ГОД 300-ЛЕТИЯ санкт-петербурга стал знаменателен ДЛЯ царского села тем, ЧТО после долголетнего восстановления, БЛАГОДАРЯ ПОИСТИНЕ ЮВЕЛИРНОЙ РАБОТЕ НАШИХ РЕСТАВРАТОРОВ И ПОМОЩИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ, В ОСНОВНОМ ЗАРУБЕЖНЫХ, СПОНСОРОВ БЫЛА НАКОНЕЦ ВОССОЗДАНА И ОТКРЫТА ЗНАМЕНИТАЯ ЯНТАРНАЯ КОМНАТА. ПОИСКИ ПОДЛИННОЙ янтарной комнаты, созданной в XVIII веке прусскими мастерами и вывезенной немцами в годы войны ЕЩЁ ПРОДОЛЖАЮТСЯ, ХОТЯ, ВИДИМО, И ОБРЕЧЕНЫ НА НЕУДАЧУ, НО ПОСЕТИТЕЛИ МУЗЕЯ ТЕПЕРЬ МОГУТ ВООЧУЮ УВИДЕТЬ КАК ВЫГЛЯДЕЛО ЭТО лЧУДО СВЕТА╗. ПРЕКРАСНО, ЧТО УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ В ЦАРСКОЕ СЕЛО ИЗ ГЕРМАНИИ НЕСКОЛЬКО ПОДЛИННЫХ ВЕЩЕЙ, БЫВШИХ В ПОХИЩЕННОЙ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЕ. ЭТО ОДНА ИЗ ИТАЛЬЯНСКИХ МОЗАИК И КОМОД, ЗАНЯВШИЕ СВОЕ ПРЕЖНЕЕ МЕСТО В ИНТЕРЬЕРЕ И ДОБАВИВШИЕ ШТРИХИ ПОДЛИННОСТИ В ВОССОЗДАННЫЙ ПАМЯТНИК.  

 

 

Ц а р с к о е   С е л о,

В з г л я д   в   б у д у щ е е

 

  И.П. Саутов, директор ГМЗ лЦарское Село╗  

Екатерининский парк. Павильон лЭрмитаж╗.  Западный фасад.

Архитектор Ф.Б. Растрелли.

1746 - 1756

 

Что изменится в облике дворцово-паркового ансамбля в обозримом будущем, а точнее Ч уже в 2004 году?

Нынешний год станет отправной точкой в истории реставрации нескольких объектов Государственного музея-заповедника лЦарское Село╗ Ч парковых павильонов лТурецкая баня╗ и лЭрмитажная кухня╗ с прилегающей территорией Эрмитажной рощи, которая завершит полное восстановление Екатерининского парка.

Масштабные реставрационные работы осуществятся благодаря результативной деятельности музея-заповедника по привлечению дополнительных источников их финансирования: Всемирный банк реконструкции и развития, являющийся международной финансовой организацией ООН, выделяет на эти цели почти два миллиона долларов.

Такие разные, не похожие друг на друга и по внешнему виду, и по историческому предназначению царскосельские парковые павильоны, каналы с горбатыми мостиками и плотниками, роща в самой старой части Екатерининского парка, взаимосвязаны и одинаково ценны. Интересны, а порой и драматичны их судьбы. Во время Второй мировой войны лТурецкая баня╗ была сильно разрушена взрывом бомбы, погибли результаты большой предвоенной научно-реставрационной работы. Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в подсобное помещение лодочной станции, что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет. Сегодня практически сохранилась только строительная коробка здания, утрачена или повреждена большая часть элементов наружной и внутренней отделки. Поэтому в 2003-2004 годах в павильоне лТурецкая баня╗ будут отремонтированы несущие конструкции, произведены инженерное оборудование здания и гидроизоляция подвала, реставрация фасадов, интерьеров, а также восстановлены дренажи и благоустроена прилегающая территория. После реставрации павильон будет использоваться как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

 

Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца.  Вид на иконостас.

 Архитектор Ф.Б. Растрелли.

1745 Ц 1748

 

Не менее актуальна и реставрация павильона лЭрмитажная кухня╗, построенного в 1777-1778 годах на парадной магистрали Садовой улицы по проекту архитектора В.Неелова с двойной целью: для оформления одного из главных въездов в Царскосельский сад и для обслуживания приемов в расположенном поблизости павильоне лЭрмитаж╗. Здание лЭрмитажной кухни╗, исполненное в ложноготическом стиле, как и два с лишним века назад, имеет уникальный декоративный эффект за счет сочетания открытой кирпичной поверхности и причудливых по характеру белых деталей на фасадах. Исторически в западных и восточных помещениях здания готовилась пища, а в других располагались продуктовые кладовые и комнаты для прислуги. Во время войны кирпичная облицовка стен сильно пострадала от осколков мин и снарядов, а гипсовые вазы в нишах фасадов были уничтожены. 

 

Екатерининский парк. Вид на Большой Царскосельский дворец и павильон "Нижняя ванна" 

 

Павильон "Эрмитажная кухня". Южный фасад. 

Архитектор В. Неелов. 1774

 

        Интересен тот факт, что во все времена, включая советские и постсоветские, павильон традиционно использовался как буфет или ресторан для посетителей парка. Следуя этой концепции, после завершения в 2003-2004 годах ремонта кровли, реставрации фасадов, воссоздания отделки интерьеров и реконструкции внутренних инженерных сетей  лЭрмитажной кухне╗ предстоит вновь стать небольшим рестораном для посетителей музея-заповедника.

В течение полувека, а именно столько длится научная реставрация дворцово-паркового ансамбля, реставраторы максимально приблизились к воспроизведению фрагментов утраченных подлинников или к их полному воссозданию. 

лТурецкую баню╗ и лЭрмитажную кухню╗ ждет комплексная реставрация, то есть подход к каждому из этих памятников как к единому произведению синтеза искусств Ч архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Ведь любой парковый павильон Музея-заповедника лЦарское Село╗ Ч это яркий пример единства всех пространственных искусств. Вековая пыль въедлива. В этих зданиях-памятниках многократно перекраивали живую ткань стен, возводили перегородки, не считаясь с замыслами их создателей. 

            Но сейчас, как и в пролетевшие столетия, здесь соседствуют история, творчество, ремесло и реальная жизнь, когда для потомков сохраняется все то, что достойно не сиюминутного внимания, а вечности.  

       Невозможно представить павильон лЭрмитажная кухня╗ без Эрмитажной (Дикой) рощи, на границе с которой и расположено здание. Насаженная березами, ольхами и елями в 1721 году, Эрмитажная роща, площадью 11 гектаров, находится в самой старой части Екатерининского парка, окружая павильон лЭрмитаж╗ от Рыбного канала до Нижних прудов. Рыбный канал, который называли также Большим или Поперечным, был прорыт годом позже, в 1722 году, по проекту Я.Роозена для отвода воды из Большого в один из Нижних прудов. В течение 1773-1775 годов на Рыбном канале сначала появилась плотина, а затем Ч по проекту В.Неелова два гранитных арочных моста. 

            Еще два металлических моста Ч более позднего происхождения. Особенностью современного состояния этого некогда живописного уголка Екатерининского парка является то, что Эрмитажная роща Ч последний его нереставрированный участок, где идет интенсивный процесс самоизреживания: гибнут старые деревья, составляющие сегодня 40% насаждений, отмирают молодые и средневозрастные. Утраты деревьев и образующиеся пустоты имеются на всех аллеях, причем на аллее от Рыбного канала до Эрмитажной кухни из 54 дубов сохранились только 12 старых деревьев в возрасте около 200 лет. 

            Со стороны пейзажной части парка Эрмитажная роща воспринимается без четкости объема и с нарушением светового режима, часто затопляется из-за аварийного состояния мелиоративной системы. Состояние мостов и плотины на Рыбном канале также вызывает серьезные опасения. Учитывая крайне неблагоприятную экологическую ситуацию этого участка парка, спасти Эрмитажную рощу может только реставрация, Ч дорогостоящая, но необходимая. Проектом, реализация которого также начнется в 2003 году, предусмотрены восстановление исторической части планировки, инженерная подготовка и озеленение территории Эрмитажной рощи, установка наружного освещения, реставрация Рыбного канала с пятью пешеходными мостами. Восстановление Эрмитажного канала и его конструкций, имеющих в настоящее время крайне неудовлетворительное состояние, пройдет в общем комплексе работ в этой части Екатерининского парка в рамках инвестиционной программы Всемирного банка реконструкции и развития. Выиграв конкурс, объявленный Всемирным банком, все проекты реконструкции и реставрации объектов в Царском Селе разрабатывает петербургская архитектурнореставрационная мастерская ООО лКром╗. В перспективе Ч завершение восстановления Антикамер Ч трех парадных залов Екатерининского дворца, и начало реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова, которая является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания Императорского Двора в Царском Селе.  

            В 1768 году был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра

        Храм Воскресения Христова (архитекторы С.Чевакинский, Ф.Б.Расстрелли) был освящен в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально он был сказочно наряден. На фоне синих стен ярко выделялась золоченая резьба иконостаса и роскошных рам для 114 икон. Храм украшали плафоны виртуозного мастера кисти Д.Валериани. Все это великолепие сильно пострадало во время пожара 12 мая 1820 года. Александр I принял решение о воссоздании дворца и церкви в прежнем виде. К восстановлению живописного убранства были привлечены лучшие художественные силы Ч профессора Академии художеств. Центральный плафон лВознесение Христа╗ был написан знаменитым художником В.Шебуевым, алтарь украсил плафон лСлава Святому Духу╗, выполненный академиком Д.Антонелли по штукатурке, художники О.Игнациус и Г.Гиппиус исполнили в литальянском вкусе╗ плафон лСвятая София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь╗ на хорах. При реставрации резьбы XVIII века, выполненной по рисункам Растрелли, была применена новая для того времени технология, когда утраты восполнялись фрагментами из папьемаше. Благодаря историческому такту Александра I и высочайшему профессионализму архитектора В.Стасова дворцовая церковь Воскресения Христова в 1823 году была восстановлена во всем своем великолепии. Пожар 1863 года снова потребовал реставрационных работ, в ходе которых в алтаре церкви академиком Беллоли был написан плафон лСлава Святому Духу╗ на холсте, представляющий точную копию прежнего.

        Во время оккупации г. Пушкина в 1941-1944 годах живописное убранство церкви было практически полностью утрачено.

          С 1993 года храм приписан к Софийскому собору Царского Села. В нем вновь зазвучали молебны, связанные с торжественными датами нашей истории. Надеемся, что через несколько лет, уникальный интерьер дворцовой церкви, как уже не раз бывало в ее истории, вновь возродится. Художники-реставраторы уже приступили к восстановлению плафонов, возрождая технику живописцев прошедших столетий.

        Как и все музеи, Музей-заповедник лЦарское Село╗ Ч это, прежде всего, кладовая исторической памяти. Когда-нибудь наконец завершится восстановление всего дворцово-паркового ансамбля, вернется его былое великолепие и Царское Село станет местом, где можно будет реально погрузиться во все его многообразное многовековое прошлое.

 

Up ]

Хостинг от uCoz