Памятник
императору Александру
II
перед
Зубовским флигелем Большого
Царскосельского дворца.
Фотография
К.А. Александрова 1911 года.
ГМЗ
лЦарское Село╗
ГОД
300-ЛЕТИЯ санкт-петербурга
стал знаменателен ДЛЯ царского
села тем, ЧТО после
долголетнего восстановления,
БЛАГОДАРЯ
ПОИСТИНЕ ЮВЕЛИРНОЙ РАБОТЕ НАШИХ
РЕСТАВРАТОРОВ И ПОМОЩИ МНОГОЧИСЛЕННЫХ, В
ОСНОВНОМ
ЗАРУБЕЖНЫХ, СПОНСОРОВ БЫЛА НАКОНЕЦ
ВОССОЗДАНА И ОТКРЫТА ЗНАМЕНИТАЯ ЯНТАРНАЯ
КОМНАТА. ПОИСКИ ПОДЛИННОЙ
янтарной
комнаты, созданной в XVIII
веке
прусскими мастерами и
вывезенной
немцами в годы войны
ЕЩЁ ПРОДОЛЖАЮТСЯ, ХОТЯ, ВИДИМО, И ОБРЕЧЕНЫ
НА НЕУДАЧУ, НО ПОСЕТИТЕЛИ МУЗЕЯ ТЕПЕРЬ
МОГУТ ВООЧУЮ УВИДЕТЬ
КАК ВЫГЛЯДЕЛО ЭТО лЧУДО СВЕТА╗. ПРЕКРАСНО,
ЧТО УДАЛОСЬ ВЕРНУТЬ В ЦАРСКОЕ СЕЛО ИЗ
ГЕРМАНИИ НЕСКОЛЬКО
ПОДЛИННЫХ ВЕЩЕЙ, БЫВШИХ В ПОХИЩЕННОЙ
ЯНТАРНОЙ КОМНАТЕ. ЭТО ОДНА ИЗ ИТАЛЬЯНСКИХ
МОЗАИК И КОМОД, ЗАНЯВШИЕ
СВОЕ ПРЕЖНЕЕ МЕСТО В ИНТЕРЬЕРЕ И
ДОБАВИВШИЕ ШТРИХИ ПОДЛИННОСТИ В
ВОССОЗДАННЫЙ ПАМЯТНИК.
Ц
а р с к о е
С е л о,
В
з г л я д
в
б у д у щ е е
Екатерининский
парк. Павильон
лЭрмитаж╗.
Архитектор
Ф.Б. Растрелли.
1746 - 1756
Что изменится в облике дворцово-паркового
ансамбля в обозримом будущем, а точнее Ч
уже в 2004
году?
Нынешний год станет
отправной точкой в истории реставрации
нескольких объектов Государственного
музея-заповедника лЦарское Село╗ Ч
парковых павильонов лТурецкая баня╗ и лЭрмитажная
кухня╗ с прилегающей
территорией Эрмитажной рощи, которая
завершит полное восстановление
Екатерининского парка.
Масштабные
реставрационные работы осуществятся
благодаря результативной деятельности
музея-заповедника по привлечению
дополнительных источников их
финансирования: Всемирный банк реконструкции и
развития, являющийся международной
финансовой организацией ООН, выделяет на эти
цели почти два миллиона долларов.
Такие разные, не
похожие друг на друга и по внешнему виду, и
по историческому предназначению
царскосельские
парковые павильоны, каналы с горбатыми
мостиками и плотниками, роща в самой старой части Екатерининского
парка, взаимосвязаны и одинаково ценны.
Интересны, а порой и драматичны их
судьбы. Во время Второй мировой войны лТурецкая
баня╗ была сильно разрушена
взрывом бомбы, погибли результаты большой
предвоенной научно-реставрационной работы.
Последующие капитальные ремонты
памятника и ориентиры времени превратили
его в подсобное помещение лодочной станции,
что явно не способствовало сохранности
художественного облика павильона
в течение последних 30-40 лет. Сегодня
практически сохранилась только
строительная коробка здания, утрачена или повреждена
большая часть элементов наружной и
внутренней отделки. Поэтому
в 2003-2004 годах в павильоне лТурецкая баня╗
будут отремонтированы несущие конструкции,
произведены инженерное оборудование
здания и гидроизоляция подвала,
реставрация фасадов, интерьеров, а
также восстановлены дренажи и
благоустроена прилегающая территория. После
реставрации павильон будет использоваться
как музейный, позволив увеличить число и
протяженность
туристических маршрутов по
Екатерининскому парку.
Воскресенская
церковь Большого Царскосельского дворца.
Архитектор
Ф.Б. Растрелли.
1745 Ц 1748
Не менее актуальна и реставрация павильона лЭрмитажная кухня╗, построенного в 1777-1778 годах на парадной магистрали Садовой улицы по проекту архитектора В.Неелова с двойной целью: для оформления одного из главных въездов в Царскосельский сад и для обслуживания приемов в расположенном поблизости павильоне лЭрмитаж╗. Здание лЭрмитажной кухни╗, исполненное в ложноготическом стиле, как и два с лишним века назад, имеет уникальный декоративный эффект за счет сочетания открытой кирпичной поверхности и причудливых по характеру белых деталей на фасадах. Исторически в западных и восточных помещениях здания готовилась пища, а в других располагались продуктовые кладовые и комнаты для прислуги. Во время войны кирпичная облицовка стен сильно пострадала от осколков мин и снарядов, а гипсовые вазы в нишах фасадов были уничтожены.
Екатерининский парк. Вид на Большой Царскосельский дворец и павильон "Нижняя ванна"
Павильон "Эрмитажная кухня". Южный фасад.
Архитектор В. Неелов. 1774
Интересен тот факт, что во все
времена, включая советские и постсоветские,
павильон традиционно использовался как
буфет или ресторан для посетителей парка.
Следуя этой концепции, после завершения в 2003-2004 годах ремонта
кровли, реставрации фасадов, воссоздания
отделки интерьеров и реконструкции
внутренних инженерных сетей лЭрмитажной
кухне╗ предстоит вновь стать небольшим рестораном для
посетителей музея-заповедника.
В течение полувека, а именно столько длится научная реставрация дворцово-паркового ансамбля, реставраторы максимально приблизились к воспроизведению фрагментов утраченных подлинников или к их полному воссозданию.
лТурецкую баню╗ и лЭрмитажную кухню╗ ждет комплексная реставрация, то есть подход к каждому из этих памятников как к единому произведению синтеза искусств Ч архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Ведь любой парковый павильон Музея-заповедника лЦарское Село╗ Ч это яркий пример единства всех пространственных искусств. Вековая пыль въедлива. В этих зданиях-памятниках многократно перекраивали живую ткань стен, возводили перегородки, не считаясь с замыслами их создателей.
Но сейчас, как и в пролетевшие столетия,
здесь соседствуют история, творчество,
ремесло и реальная жизнь, когда для
потомков сохраняется
все то, что достойно не сиюминутного
внимания, а вечности.
Невозможно представить павильон лЭрмитажная кухня╗ без Эрмитажной (Дикой) рощи, на границе с которой и расположено здание. Насаженная березами, ольхами и елями в 1721 году, Эрмитажная роща, площадью 11 гектаров, находится в самой старой части Екатерининского парка, окружая павильон лЭрмитаж╗ от Рыбного канала до Нижних прудов. Рыбный канал, который называли также Большим или Поперечным, был прорыт годом позже, в 1722 году, по проекту Я.Роозена для отвода воды из Большого в один из Нижних прудов. В течение 1773-1775 годов на Рыбном канале сначала появилась плотина, а затем Ч по проекту В.Неелова два гранитных арочных моста.
Еще два металлических моста Ч более позднего происхождения. Особенностью современного состояния этого некогда живописного уголка Екатерининского парка является то, что Эрмитажная роща Ч последний его нереставрированный участок, где идет интенсивный процесс самоизреживания: гибнут старые деревья, составляющие сегодня 40% насаждений, отмирают молодые и средневозрастные. Утраты деревьев и образующиеся пустоты имеются на всех аллеях, причем на аллее от Рыбного канала до Эрмитажной кухни из 54 дубов сохранились только 12 старых деревьев в возрасте около 200 лет.
Со стороны пейзажной части парка Эрмитажная роща воспринимается без четкости объема и с нарушением светового режима, часто затопляется из-за аварийного состояния мелиоративной системы. Состояние мостов и плотины на Рыбном канале также вызывает серьезные опасения. Учитывая крайне неблагоприятную экологическую ситуацию этого участка парка, спасти Эрмитажную рощу может только реставрация, Ч дорогостоящая, но необходимая. Проектом, реализация которого также начнется в 2003 году, предусмотрены восстановление исторической части планировки, инженерная подготовка и озеленение территории Эрмитажной рощи, установка наружного освещения, реставрация Рыбного канала с пятью пешеходными мостами. Восстановление Эрмитажного канала и его конструкций, имеющих в настоящее время крайне неудовлетворительное состояние, пройдет в общем комплексе работ в этой части Екатерининского парка в рамках инвестиционной программы Всемирного банка реконструкции и развития. Выиграв конкурс, объявленный Всемирным банком, все проекты реконструкции и реставрации объектов в Царском Селе разрабатывает петербургская архитектурнореставрационная мастерская ООО лКром╗. В перспективе Ч завершение восстановления Антикамер Ч трех парадных залов Екатерининского дворца, и начало реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова, которая является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания Императорского Двора в Царском Селе.
В 1768 году был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I
Храм
Воскресения Христова (архитекторы С.Чевакинский,
Ф.Б.Расстрелли) был освящен в 1756 году
в присутствии императрицы Елизаветы
Петровны. Первоначально он был
сказочно наряден. На фоне синих стен
ярко выделялась золоченая резьба
иконостаса и роскошных рам для 114 икон. Храм
украшали плафоны виртуозного мастера
кисти Д.Валериани. Все это великолепие
сильно пострадало во время пожара 12
мая 1820 года. Александр I принял решение о воссоздании
дворца и церкви в
прежнем виде. К восстановлению
живописного убранства были привлечены
лучшие художественные силы Ч
профессора Академии художеств.
Центральный плафон лВознесение Христа╗
был написан
знаменитым художником В.Шебуевым,
алтарь украсил плафон лСлава Святому
Духу╗, выполненный академиком Д.Антонелли по
штукатурке, художники О.Игнациус и Г.Гиппиус
исполнили в литальянском
вкусе╗ плафон лСвятая София и ее дочери
Вера, Надежда, Любовь╗ на хорах. При
реставрации резьбы XVIII
века, выполненной по рисункам
Растрелли, была применена новая для того времени технология, когда
утраты восполнялись фрагментами из
папьемаше. Благодаря историческому
такту Александра I и высочайшему
профессионализму архитектора В.Стасова
дворцовая церковь
Воскресения Христова в 1823 году была
восстановлена во всем своем
великолепии. Пожар 1863 года снова
потребовал реставрационных работ, в
ходе которых в алтаре церкви академиком Беллоли был написан плафон
лСлава Святому Духу╗ на холсте,
представляющий точную копию
прежнего.
Во время оккупации
г. Пушкина в 1941-1944 годах живописное
убранство церкви было практически
полностью утрачено.
С 1993 года храм приписан к Софийскому собору
Царского Села. В нем вновь зазвучали
молебны, связанные
с торжественными датами нашей истории.
Надеемся, что через несколько лет,
уникальный
интерьер дворцовой церкви, как уже не
раз бывало в ее истории, вновь
возродится. Художники-реставраторы
уже приступили к восстановлению
плафонов, возрождая технику живописцев
прошедших столетий.
Как и все музеи, Музей-заповедник лЦарское Село╗ Ч это, прежде всего, кладовая исторической памяти. Когда-нибудь наконец завершится восстановление всего дворцово-паркового ансамбля, вернется его былое великолепие и Царское Село станет местом, где можно будет реально погрузиться во все его многообразное многовековое прошлое.